Как и любое другое мастерство, ручная ковка имеет свои секреты и особенности. В этой статье мы раскроем основные из них, чтобы объяснить, каким образом создаются изделия, украшающие сегодня бесчисленные загородные дома и коммерческие здания, сады и парки.
Сталь стали рознь
Первое, о чем мы расскажем, это художественная обработка стали. Дело в том, что ковка предъявляет собственные требования к используемым материалам.
Чтобы сталь приобрела нужные свойства, ее обрабатывают в несколько этапов:
- Отжиг. Так называют процесс нагревания стальной заготовки. Для этого она погружается в металлический ящик, наполненный песком, и все вместе ставится в горн. Песок необходим для предотвращения выгорания углерода, который и придает стали ее специфические характеристики.
- Охлаждение. Если заготовка остынет слишком быстро, сталь будет хрупкой. Поэтому ее не вынимают из горна, а просто гасят огонь в нем, либо оставляют ее медленно остывать в куче горячей золы. Так получается ковкая сталь – то есть более пластичная, менее твердая, чем приходящее на завод сырье. После охлаждения стали из нее можно выковывать нужные детали.
- Закалка. Этот этап обработки стали происходит после того, как нужный элемент выкован. Если отжиг и медленное охлаждение сделали сталь пластичной, то после придания ей желаемой формы ее нужно снова сделать твердой. Для этого она равномерно нагревается, а затем быстро охлаждается методом погружения в расплавленный свинец, горячую воду, масляный или мыльный раствор.
- Отпуск. Иногда в процессе закалки кристаллизация внутренней структуры стальной детали превышает допустимый уровень. В таком случае стали требуется вернуть некоторую долю прочности. Для этого и нужен отпуск – опять нагревание и медленное охлаждение. Закалку и отпуск чередуют до тех пор, пока не будет достигнут определенный баланс.
Ковать да не перековать!
А теперь поговорим о том, какими приемами пользуются мастера для получения из пластичной стали великолепного ажура.
Их сравнительно немного:
- осадка и вытяжка. Это два приема, используемые для изменения длины детали без убавления/добавления стали. Иначе говоря, длина меняется пропорционально изменению поперечного сечения. Если ее нужно уменьшить, изделие «осаживают»: нагревают, закрепляют в вертикальном положении и бьют сверху, пока нужный результат не будет достигнут. Основная сложность здесь заключается в необходимости предотвращения изгибов детали. Если же длину надо, наоборот, увеличить, нагретую деталь укладывают на наковальню и «вытягивают» равномерными ударами молота по всей его длине, периодически переворачивая прут вокруг его оси. Этот же прием используется для придания элементу формы пластины;
- рубка. С помощью рубки деталь делят на две части. Для этого сталь сначала нагревают, а затем с помощью зубила разрубают на две части (сначала с одной стороны, потом переворачивают на другую). Наличие на наковальне подсечки значительно облегчает и ускоряет этот процесс;
- гнутье. Создание кованого ажура предполагает обязательное наличие изогнутых линий. Для придания деталям такой формы используется гнутье. Подлежащий сгибанию отрезок стали нагревают и устанавливают на ребро наковальни либо в специально предназначенное отверстие на ней и придают ему нужную форму;
- скручивание и свивка. А это уже способ получить красивый рельеф стали. Один конец прута (или нескольких прутьев – для свивки) закрепляют в тисках, а другой(ие) поворачивают вокруг оси;
- выглаживание. Это одна из финишных технологий, нацеленная на получение гладкой поверхности готового изделия. Для живописности некоторые грани можно оставлять – например, там, где деталь изгибается;
- насекание узора. Как уже можно понять из названия, данный прием нужен для нанесения на готовую деталь определенного рисунка или шрифта. Это могут быть как небольшие изображения, например, инициалы владельцев особняка, так и развернутые мифологические сюжеты. Нередко используются и абстрактные рисунки – штрихи, ломаные или изогнутые линии, различного вида сетки и т.д.;
- сборка. Ею мастер завершает изготовление кованого шедевра. Соединить детали из стали можно несколькими способами: склепкой, с помощью винтов, а также методом горновой сварки. Так как все эти технологии достаточно сложные в исполнении, специалисты рекомендуют не прибегать к ним без лишней надобности, избегая их по возможности.
Только те, кто знает, насколько трудоемким является искусство создания металлических узоров с помощью ковки, могут понять истинную ценность предметов, выкованных из стали вручную, и проявить должное уважение. А если учесть, насколько прочными и долговечными являются кованые шедевры при всей их кажущейся хрупкости и воздушности, они становятся и вовсе бесценными. И тогда уже видно яснее ясного, что подобная работа просто не может стоить «дешево» – расценки могут быть только «разумными» либо «адекватными» затраченному труду и полученному качеству.
Хотите заказать обработку металла? Ждем Вашего звонка по тел.:8(843)216-46-27
Из нескольких фирм Казани выбрали "ТитанМеталл". Заказали оконные решетки(12 штук).